Изделия из алебастра
Как сделать простейшие изделия из гипса своими руками
Во все времена гипсовые скульптуры и другие изделия из алебастра очень ценились. Ими можно было украсить дом внутри или установить статую на террасу, до сих пор можно встретить гипсовые изделия и на улицах. Прошло много веков, а интерес к искусству создания скульптуры и лепного декора только возрастает, поэтому запрос “как сделать гипсовую фигуру своими руками” остается одним из самых популярных в интернете.
Планируя работать с гипсом, вы должны понимать, что шедевра у вас не получится, но вот сделать простейшее изделие вполне реально. Разместить поделку можно будет на даче, неплохо она будет смотреться и на приусадебном участке. Если же вы хотите получить действительно шедевральную вещь, обратитесь лучше к специалистам. Это избавит вас от грязи, связанной с работой с гипсовой смесью, сбережет ваши нервы и сэкономит пару-тройку дней, которые вам пришлось бы потратить при самостоятельном изготовлении задуманного.
Итак, подробнее о том, как работать с гипсом самостоятельно.
Прежде чем, что-то отливать, нужно определиться с формой и видом изделия.
В наше время существует несколько стилей, в которых гипс является неотъемлемой частью. Наиболее часто в современных интерьерах применяются классический, барокко и ультрасовременный. Каждому стилю соответствуют свои детали и композиции. Например, барокко включает так называемые фигуративные элементы, имеющие причудливые, порой непропорциональные формы. Классика отличается правильной геометрией рисунка, включением деталей в виде цветов, ромбов и т. д. Ультрасовременный стиль — это своеобразные формы: абстракция или, наоборот, четкая геометрия, многократно повторяющийся рисунок или же минимальное количество элементов, контрастирующих за счет цвета либо объема. Посмотреть примеры интерьера, находящегося в тренде, можно здесь.
Лепнина из гипса создается в виде разных форм: розетки, карнизы, панно, украшения, потолочные украшения, декоративные маски, вазы и т. д. Каждый предмет имеет свое предназначение, формы и пропорции. Эксклюзивность интерьеру можно придать грамотным сочетанием гипсовых деталей, беспорядочное расположение лепных элементов или смешение стилей приведет к соответствующим результатам — нелепому и безвкусному оформлению.
Прежде чем начать работу, подготовьте эскиз, учитывающий количество и размеры элементов, их расположение и форму, согласно выбранного стиля. Не забудьте, что лепнина располагается не только на потолке, гипсовые детали должны находиться вокруг оконных и дверных проемов, на стенах, в интерьере. В мастерских эту работу делает профессиональный художник, а мастера по гипсу работают уже с готовым эскизом. Вам же придется сделать всю работу самостоятельно.
Что нужно знать о гипсе
Гипсовые смеси могут иметь различный состав. Помимо самого алебастра они включают различные добавки, улучшающие свойства раствора и готового изделия. Выбирая смесь, нужно учитывать, что чем она сложнее, тем качественнее будет изделие, но и тем труднее с ней будет работать. Например, особо прочные гипсовые смеси очень быстро застывают, скорость отвердения может достигать пары минут. Не имея навыков работы с гипсом, вы не сможете за это время качественно наполнить форму, поэтому такой вариант вам не подойдет. Обычный строительный гипс застывает дольше, но и качества его далеки от совершенства, хотя для тренировочного варианта и создания простых скульптурных форм он вполне подойдет.
Отличительные черты алебастра — пластичность, хрупкость, способность к расширению. Сама структура гипса в растворе очень эластичная и легко поддается лепке. Но когда материал застывает, то все детали становятся очень хрупкими и нежными, поэтому требуют особого обращения. Особенно осторожно нужно извлекать изделие из формы.
Еще одно свойство, значимое для мастера — способность гипса расширяться при застывании. С одной стороны это очень полезно, при застывании гипс способен проникать в небольшие участки формы и заполнять их, благодаря чему, правильно выполненные скульптуры из гипса имеют идеальную точность, которая им была определена формой. С другой — начинающие мастера не могут рассчитать процент расширения смеси, поэтому получают грубое изделие, требующее длительной и тщательной доработки. К сожалению, научить “чувствовать гипс” невозможно, это качество приходит с опытом.
Многие изделия требуют наличия каркаса. Начинающие мастера по гипсу часто упускают такой момент, как каркас, думая, что и без него можно обойтись. В результате их изделия существуют совсем недолго, со временем, а иногда и сразу, распадаясь на части. Задумав отливать гипсовую фигуру больших размеров, скульптуру или панно-барельеф, вы должны при разработке эскиза отметить самые уязвимые части изделия. Например, у человека или животного это будут конечности и голова, а у барельефа хрупкими будут все части, превышающие размере ⅓ изделия. Именно эти места нужно укрепить с помощью каркаса, и экономить на конструкции нельзя. Если в качестве основы вы возьмете обычный металл, он заржавеет и ржавчина через некоторое время проступит через гипс, кроме этого, разрушаясь металл влечет появление трещин на гипсе.
Качественная болванка — залог высокого качества отливка. Прежде чем изготовить форму для отливки лепнины или скульптуры, необходимо изготовить болванку. Этот этап один из самых трудоемких. Для изготовления матриц в домашних условиях чаще всего используется пластилин. Пластилину можно без труда придать любую желаемую форму, и он прекрасно сохранит ее, благодаря чему он отлично подходит при создании формы изготовления простейших деталей гипсовой лепнины. Еще лучше приобрести специальную полимерную глину. В отличии от довольно мягкого пластилина, она застывая, твердеет. Еще один плюс — полимеры не теряют форму в тепле так быстро, как пластилин.
На формах экономить нельзя. Планируя работать с гипсом, многие начинающие мастера совершают грубейшую ошибку, приобретая дешевые формы. На самом деле, форма является одним из самых важных инструментов, без которого невозможно получить качественный отливок. Неточность формы, ее податливость, способность к растяжению или разрывам — вот лишь малый перечень недостатков, свойственных дешевым шаблонам. В мастерских можно увидеть очень дорогие качественные формы, чаще их делают вручную, под каждый заказ. Если вы не хотите заниматься изготовлением форм вручную, приобретайте металлические формы, они не требуют особого ухода и не подлежат деформации. Металл выдерживает до 2500 процессов приготовления скульптур.
Формы из латекса или силикона дешевле, чем металлические, но прочность у таких форм намного хуже, чем у металла. Еще одна проблема — гипсовая масса в них распределяется хуже, что приводит к возникновению в готовом изделии неточностей, поэтому готовые изделия нуждаются в дополнительной обработке, а выполнить корректировку без ущерба для всего отливка не так-то просто.
После подготовки форм их нужно смазать бесцветным лаком или шеллаком для того, чтобы гипсовый раствор не прилипал к ним.
Как заливать гипс
После всех приготовлений следует приготовить гипсовый раствор. Его консистенция должна быть схожей со сметаной. Хотя, существует ряд ситуаций, когда смесь делается более густой. Очень жидкий раствор застывает дольше, кроме этого изделия из него хрупки и некрасивы.
Чтобы снизить коробление гипса, его изготавливают на известковой воде, которая может быть как гашеной, так и нет. Для приготовления хорошей массы из гипса вам потребуется 1 часть воды и 0,7 таких же частей гипса, а если вы хотите приготовить массу для вытягивания, тогда смесь следует сделать погуще – здесь вам понадобится 1 часть воды и 2 части гипса.
Перед заливкой установите форму на твердое ровное основание: она не должна качаться и двигаться.
Заливка готового раствора довольно простой процесс, вам предстоит просто наполнить форму.
Первый слой наносится на эскиз при помощи кисти, что поможет заполнить все углубления в матрице. После этого при помощи лопатки наносится следующий гипсовый слой, который должен полностью заполнить форму. На этом этапе очень важно следить за тем, чтобы в растворе не было воздушных пузырьков. Залитый гипс необходимо хорошо встряхнуть, это позволит удалить пузырьки воздуха из массы, так вы избежите образования пустот.
Если изделие имеет достаточно большой размер, то нанеся первый слой гипса, в форму следует уложить несколько проволок из меди, которые будут играть роль арматуры и позволят повысить прочность изделия.
Затем выравниваем тыльную сторону изделия и оставляем сушиться. Процесс сушки может занимать до четырех часов (до полного высыхания). Удостоверившись в готовности изделия, вынимаем его, тщательно шлифуем и покрываем специальным лаком. При соблюдении всех правил изготовления вы должны получить эстетически привлекательный, а также прочный, надежный и долговечный лепной декор.
Для придания особого вида изделию его можно покрасить краской, лучше всего выбирать светлые, пастельные тона. В классическом дизайне часто используется позолота, а в современном — серебрение. Выбирая краску, отдавайте предпочтение специализированной, предназначенной для внутренних работ. Поверхность краски также нужно закреплять лаком.
Читать еще: Королева осеннего сада – астра
Важно! Не беритесь за создание сложных элементов до того, как набьете руку на простейшей лепнине. Попросите оценить готовое изделие профессионала и только после этого продолжайте работу дальше.
Садовые поделки и фигуры из гипса 🍀 своими руками — фото и мастер класс для дачи, сада и огорода
Большинству из нас свойственна тяга к красоте и уюту. Во дворе собственного дома, на даче и в огороде мы стремимся окружить себя очаровательными клумбами, проложить зовущие пройтись дорожки и не можем обойтись без необычных и веселых фигурок. Гипс – один из тех материалов, который легко превратить трудолюбивыми руками в замечательное украшение для сада. Альтернативный вариант — сделать фигурки своими руками из монтажной пены.
Особенности материала
Гипс или алебастр обладает рядом свойств, которые предопределили его применение в строительстве и медицине. Для изготовления садовых фигурок своими руками он также замечательно подходит. Из алебастра создают даже большие скульптуры. Применение форм позволяет точно копировать самые сложные объемные фигуры. Работа с материалом физически не трудная, так что многие женщины увлекаются творчеством из гипса. Профессионалами уже изготовлено немалое количество поделок из алебастра для сада.
Фигурки из гипса для сада на любой вкус
При этом не следует забывать, алебастр — довольно хрупкий материал, который боится влаги. Изделия из алебастра лучше не проверять на прочность. Их необходимо защищать красками и лаками от воды. В осеннее–зимний период фигурки из гипса хранят в сухом помещении.
Самые интересные примеры поделок из гипса
Чаще всего из алебастра отливают садовые фигурки животных и людей. Реже – предметы неживой природы. Предлагаем оценить фото зверушек, которые Вы можете сделать из гипса. Конечно, для них придется придумать, приобрести или изготовить формы.
Удачная композиция делает белочку живой Другая белочка увлеклась грибами В этом лесу водятся лисы, ежики и грибы Мишка из гипса, а мед настоящий? Свинка скучает одна в загоне Кашпо из гипса следует хорошо изолировать от влаги Одни только знакомятся, у других уже есть наследник
Для того, чтобы не ошибиться с выбором фигурки из алебастра, которую Вы готовы смастерить своими руками, полезно найти место в саду для будущей фигурки и представить общий сюжет композиции. Советуем начинать с фигурки попроще.
По этой схеме можно смастерить любую фигурку из алебастра
Прежде всего, для отливки поделки из гипса потребуется форма. Бюджетный вариант – использование пластиковых бутылок, старых игрушек, посуды и прочее. Разумеется, перечень возможного ограничен и придется поломать голову над поиском подходящего материала. Гораздо проще использовать уже готовые детские формочки для гипса или песка. Большие силиконовые формы, которые применяют на производстве, стоят слишком дорого. При большом желании, силиконовую форму можно изготовить самому, о чем повествует нижеследующий видеоролик.
Материал имеет ограниченную прочность и сравнительно большие поделки армируют сеткой или проволокой. Для экономии материала и уменьшения веса вовнутрь фигуры закладывают пластиковые емкости. Специальный гипс, предназначенный для отливки скульптур, прочнее алебастра и строительного гипса. Для увеличения прочности в обычный алебастр можно добавить клей ПВА.
Для удобства изготовления и окрашивания фигуры часто изготавливают в виде отдельных деталей. Части поделки скрепляют между собой клеем или раствором алебастра.
Для того, чтобы готовую фигуру было проще извлечь из формы, ее можно покрыть водяным раствором жидкого мыла и растительного масла. Мыла должно быть больше, чем масла, в два раза. Полученную смесь разбавляют пятью порциями воды.
Сухой материал разбавляют до состояния жидкой сметаны и заливают в форму. Раствор застывает в считанные минуты. Химическая реакция сопровождается выделением тепла. При отливке возможно образование воздушных пустот. В производственных условиях вопрос решается применением вибростенда. Во время работы своими руками нужно аккуратно заливать раствор, а пустоты можно будет поправить шпаклевкой или раствором алебастра.
С такой фигурой придется работать долго
Небольшая фигурка будет готова для дальнейшей работы уже через полчаса. Крупная отливка должна сохнуть несколько дней в сухом месте и не под солнцем. С поделкой можно работать дальше, когда рука не будет ощущать влагу. На поверхности фигуры легко выполнить рисунки. Для этих целей используют нож, шило, иглу.
Для защиты от влаги и улучшения адгезии с краской поделку грунтуют. Можно использовать строительный грунт или вдвое разбавленный клей ПВА. Профессионалы покрывают гипсовые скульптуры несколькими слоями олифы, разогретой на водяной бане. После того, как поверхность посветлеет, можно работать дальше.
Поверхность фигуры последовательно декорируют красками. Водные краски не держатся на поверхности, покрытой олифой. Подойдут масляные, пентафталевые, алкидные эмали. Окончательную обработку проводят олифой, воском или лаком. Фигурку можно украсить всевозможными элементами декора: пуговицами, стеклом, желудями, шишками и прочим.
Практически, по этой же технологии можно отлить фигурки из цементного раствора. Они получатся прочными и не будут бояться влаги. Однако раствор на основе цемента застывает медленно, рельефные рисунки на поверхности будет сделать сложно.
Так лепят из гипса кашпо в виде лебедя
Поделки из гипса можно не только отливать, но и лепить. В таком случае необходимо изготовить каркас, на который постепенно наносятся части поделки. Готовьте и наносите гипсовый раствор небольшими порциями. Работу лучше выполнять в перчатках. Удобно использовать гипсовый медицинский бинт. Куски бинта замачиваются в воде и наносятся на фигуру. Необходимо разглаживать неровные участки. Раковины заделывают раствором алебастра.
Заметим, что лепные фигуры чаще делают из цементного раствора, в том числе с добавлением гипса. Об этом – отдельная статья.
Мастер – класс изготовления очаровательного грибка
Грибок мне показался наиболее подходящей поделкой для украшения участка, которую можно отлить из гипса. Альтернативный вариант — сделать грибы своими руками из пластиковых бутылок. Формы для него обеспечить просто. Гриб замечательно устроится в саду. Для его изготовления потребуется очень короткий список инструментов.
Рассмотрим пошагово мастер – класс изготовления фигурки:
- В качестве формы для ножки оптимально подошла литровая пластиковая бутылка. От нее необходимо отрезать нижнюю половину.
- Для облегчения извлечения отливки из формы обработал верхнюю часть бутылки водным раствором жидкого мыла и растительного масла. Мыла вдвое больше, чем масла, плюс еще пять частей воды.
- Алебастр добавлял в емкость частями. Затем добавлял воду и перемешивал.
- Получился раствор, по консистенции похожий на жидкую сметану.
- Чтобы деталь высохла быстрее, подготовил вкладыш из горлышка пластиковой бутылки.
- Залил гипс, вставил вкладыш вовнутрь. Чтобы горлышко не всплывало, прижал его грузом.
- Через полчаса разрезал боковину формы и достал деталь.
- Получилась ножка гриба.
- В качестве формы для шляпки подобрал подходящую чашку и застелил ее тонкой полиэтиленовой пленкой.
- Снова приготовил и залил в форму гипс. В середину установил ножку гриба.
- Через полчаса достал из формы грибок.
- Для основания гриба подобрал тарелку в качестве формы. Ее можно смазать раствором или застелить пленкой от прилипания алебастра к тарелке.
- Снова приготовил раствор и залил в форму.
- Через час аккуратно извлек кольцо основания. Его можно было сделать неразъемным с ножкой, но по отдельности их удобнее красить.
- Грибок и кольцо просушил в течение суток и покрыл грунтовкой.
- В качестве грунта использовал остатки строительной грунтовки.
- Грибок решил покрасить в пастельные тона. С целью защиты от влаги покрыл поделку матовой пропиткой для камня. Смотрите, что получилось на фото.
По окончании работы пришел к выводу: с материалом работать легко и просто. Самое Важное – подобрать подходящую форму. Рекомендую и Вам попробовать соорудить самостоятельно садовую фигурку. Пусть в работе поможет видеоролик.
Алебастр
Камень алебастр – древний и знаменитый. Его имя – дань уважения к египетской богине радости Баст. Его назначение – точеные вазы и украшения для дома. Полупрозрачный алебастр, светящийся в лучах солнца, тысячелетия назад считался признаком богатого жилища.
Вообще-то, минеральный алебастр – это гипс, но самая белая и самая твердая его разновидность. Терминологическая путаница возникла еще в древности: Теофраст гипсом звал мел, а алебастр выделяли в отдельный минерал. Однако в наше время и гипс, и алебастр – это одно и то же, водный сульфат кальция CaSO42H2O. Такова химическая формула алебастра, чистого, без примесей, часто встречающихся в камне природных месторождений.
Читать еще: Гладиолусы детки посадка и уход
В языковой практике разных народов алебастром зовется и вяжущий строительный материал на основе гипса, и травертин, и мергель, и даже мрамор. Подобной многозначности трудно избежать, поскольку популярность материала насчитывает несколько тысячелетий.
История использования алебастра
Поэтичную историю добычи и применения алебастра начал писать Плиний. Знаменитый иудейский историк рассказывал о минерале алабастрите, добываемом в египетском Алабастре и сирийском Дамаске. Из белого полупрозрачного камня в ту пору вытачивались бытовые емкости и светильники.
Небольшие сосуды для масла из белого минерала получались наиболее удачными. Потому-то на них перенеслось и за ними закрепилось название камня. Алабастаром в античные времена звалась вместительная бутылка с узким горлышком.
Маленький алабастр, изготовленный во времена Артаксеркса (о чем сообщала резная надпись на боку сосуда), был найден аж на Урале. На тысячу лет старше уральской находки развалины Кносского дворца острова Крит. Здесь природный алебастр использовался в качестве отделочного материала служебных помещений.
Высокие узкогорлые вазы из алебастра хранятся в московском музее имени Пушкина. Выточенные за три тысячи лет до наступления новой эры, они поражают воображение тонкостью работы и художественной выразительностью.
Стремление использовать белый камень для вытачивания подсвечников и масляных светильников объясняется физическими свойствами алебастра. Неверный свет тусклого пламени заставляет полупрозрачный или просвечивающий материал играть тенями, оживать. В эпоху информационного голода прошлых эпох алебастровые светильники устраивали целые представление домашнего театра теней.
Состав алебастра определяет его свойства
Алебастр отличается от простого гипса скрытокристаллическим характером породного массива. Твердые волокнистые образования микроскопического сечения пронизывают толщу минерала. Подобное строение обеспечивает и достаточную прочность, и заметную светопроницаемость камня.
В состав алебастра нередко входят примеси, тонирующие массив и украшающие камень узорами. Шелковистый отблеск поверхности, лунное свечение, слабо выраженная перламутровость алебастра нередко связаны с потерей влаги минералом.
Обезвоженный алебастр переходит в разряд ангидритов, однако во внешней выразительности обычно прибавляет. Прямой контакт обезвоженного алебастра с водой приводит к увеличению объема изделия, что чревато появлением трещин в стенках.
Бесцветные и оцвеченные разновидности алебастра встречаются широко и испокон века пользуются высоким спросом. Белоснежный беспримесный камень из окрестностей Пизы по сей день дает работу резчикам по камню.
Несколько менее презентабельный «жигулевский мрамор» идет на изготовление солонок и пепельниц, ночников и подсвечников. Рисунчатый алебастр самых различных естественных расцветок добывается на Украине. Красноватые и зеленоватые алебастры, окрашенные солями цветных металлов, встречаются в районах близкого соседства с месторождениями полезных ископаемых.
Алебастр: свойства, параметры, практика обработки
Славится алебастр свойством податливости и восприимчивости к усилиям мастера. Твердость алебастра невелика, и не превышает 2-х баллов по шкале Мооса. Плотность минерала – 2,33 г/см3. Способность к просвечиванию создает благоприятные условия для тонкой обработки с тщательной деталировкой и глубокой проработкой орнаментальных деталей.
Алебастр, цвет которого укладывается в палитру традиционных украшений, идет на изготовление бус. Более сложные изделия для ношения на одежде не используются в силу низкой прочности камня.
Обработка мягкого минерала не представляет сложности даже для начинающих мастеров. Однако шлифовка и финишная доводка алебастровых изделий требует особой осторожности. Практика показала, что лишь перламутровый порошок дает высокое качество полировки алебастра.
Сорта алебастра, непригодные для камнерезных работ, используются в индустрии. Термическая обработка и размол природного камня дают строителям и медикам прекрасное быстроотвердевающее вяжущее вещество.
Украшения из алебастра
Значение алебастра как минерала для изготовления украшений не снижается на протяжении последних тысячелетий. Если египетские фараоны и греческие цари украшали свои жилища преимущественно алебастровыми вазами, то сегодня в фаворе менее претенциозные интерьерные изделия.
Алебастр на фото в иллюстрациях к нашей статье представлен как интересными геологическими образцами, так и произведениями камнерезного искусства. Нужно, однако, различать лепные поделки из алебастра и скульптуры, вышедшие из-под резца мастера. Даже алебастровая галтовка, собранная в недорогие браслеты и ожерелья, впечатляет больше, нежели шаблонно отлитые фигуры.
Особая выразительность присуща ювелирным изделиям из алебастра. Браслет, набранный из бусин цвета сливок, перемежаемых клубочками золотой проволоки, выглядит свежо, смело и весомо. Обточенный кабошоном цветной алебастр превращается в привлекательные вставки для перстней, серег и кулонов. Изысканные резные миниатюры, не предназначенные для ношения, пополняют коллекции ценителей первозданной свежести самородного алебастра.
Многоярусные люстры с плафонами, выточенными из монолитного алебастра, весьма дороги, но чрезвычайно эффектны. Особенно уместны подобные изделия в парадных двусветных залах, оформленных в классических стилях.
Двуликий алебастр: одно слово на два разных материала
Алебастр — одно слово, обозначающее два разных материала.
Первый, с которым мы чаще всего сталкиваемся — это минерал гипс (диаквасульфат кальция).
Второй — это карбонат кальция, а именно, минерал кальцит (карбонат кальция может встречаться в разных минералах). По большей части алебастром его называли в античности и сейчас так практически не называют, путаница возникает тогда, когда в музеях рассказывают про алебастровые сосуды саркофаги и так далее. Так вот, все эти алебастровые саркофаги и сосуды сделаны именно из кальцита.
Гипс и кальцит различаются по плотности, относительной твердости и по другим свойствам, так из кальцита можно даже делать стекла в окна, а гипс прозрачным не будет, но эти два минерала широко используются и в строительстве, и химических производствах, и в декоративном искусстве, и так далее.
В керамике используется именно гипс, а кальцит, насколько я знаю, нет, используются другие минералы карбоната кальция, мел, к примеру. Из гипса в керамическом производстве делают формы для отливки, который в отличие от кальцита очень гигроскопичный, благодаря чему и образуются стенки отливок на формах, также делают плиты для просушки глиняного теста, для раскатки и лепки. Для производства фарфоровых изделий, особенного массового гипс вообще не заменим, так как изготовление фарфора — это в большей части шликерное литье в гипсовые формы и предшествующие этому гипсомодельные работы.
Подытоживая мы получаем следующее: сейчас под алебастром подразумевают почти всегда гипс, а кальцит так называют, в основном, в историческом контексте, при описании материальной культуры прошлого. Я, к примеру, первый раз с этим столкнулся в каирском музее, тогда подумал, что гид неправильно перевел на русский язык, но оказалось, что все-таки перевод был корректным. В лекциях по искуствоведению тоже часто называют кальцитовые изделия алебастровыми и почти всегда без уточнения.
Кулон с кальцитом
Светильник из кальцита двух цветов
Рыбка из кальцита
Шар из розового кальцита
Многокусковая гипсовая форма с отливкой из беложгущегося шликера
Многокусковая гипсовая форма для изготовления кружки
Гипсовая статуэтка, 19 век из под облупившейся краски виден собственно гипс.
Гипсовые статуэтки, раскрашенный и не раскрашенный варианты
Тонированные гипсовые статуэтки. Неплохо исполненные, кстати.
Гипсовая статуэтка, отлитая в силиконовую форму
Гипсовые элементы декоративной лепнины
Гипсовые котики под занавес. Котики в интернетах залог успеха 🙂
Статья носит информативный, а не справочный характер, более подробную и точную информацию читайте в специализированных источниках. Для людей, кто в теме или около того, или просто интересно, думаю будет полезно изучить поглубже. Узнаете про виды гипса, гипсомоделирование, что такое «роза пустыни», в каких горных породах и каких минералах встречается карбонат кальция, чем мрамор отличается от травертина, и т.д., и т.п.
Что такое алебастр? Описание, свойства, применение и цена алебастра
Мергель, травертин, кальцит, гипс. Имена этих камней объединены под именем алебастр. Отдельно же, кальцит – горная порода метаморфического плана, то есть образовавшаяся под давлением из уже существующих.
Формула кальцита — CaCO3. Состав гипса включает еще серу и воду. Под мергелем геологи понимают глиноподобную породу осадочного типа с кремнием в формуле. Травертин же – известковый туф, близкий к мрамору, но содержащей водород. Остается выяснить, что означает алебастр и как связан с перечисленными камнями.
Описание и особенности алебастра
Алебастр – строительный материал. Путаница в понятиях связана древностью материала. Город с названием Алебастр был в Древнем Египте. По имени поселения назвали добываемую рядом породу. По описанию Плиния, она была белой, полупрозрачной.
Подходит и под описание гипса, и под кальцита, некоторых видов мергеля и травертина. Однако, вблизи Алебастра был гипс. Его следы есть в местности по сей день, да и артефакты говорят сами за себя.
На фото горная порода алебастра
Сначала, египтяне вырезали из алебастра светильники и кувшины. Потом, в ход пошла остававшаяся от производства каменная пыль. Смешанная с водой, она превращалась в вязкую субстанцию.
Читать еще: Как делить георгины весной
Ее намазывали на щели в стенах, полах. Смесь быстро застывала, превращаясь в подобие цельной породы. Такую отделку можно лицезреть в Кносском дворце на острове Крит. Здание древнегреческое.
Соответственно, от египтян алебастр, как строительный материал, перешел к прочим народам. Не у всех под рукой нашелся гипс. В разных местностях камень заменили подобными по цвету, твердости, свойствам.
Основной параметр разномастных алебастров – влагоемкость. Частицы истолченных камней пористы. В эти поры и заходит влага. Порошок увеличивается в объеме, становится пластичным, подобным тесту.
Объединяют алебастры и прочие параметры:
-Огнестойкость. На первый взгляд типична для камней. Но, вспомним антрацит. Каменный уголь сгорает без остатка, служит одним из основных источников энергии.
-Твердость по шкале Мооса в районе 3-4-ех баллов. Всего в шкале 10 отметок. На вершине – алмаз, а на первой ступени – тальк. Последний используется в детской присыпке. Это дает понимание мягкости и податливости камня.3-4 балла – показатель твердости ниже среднего. Выбраны породы, которые легко перемалывать.
-Экологичность. Минеральный состав строительных смесей обеспечивает их безопасность для здоровья. Опять же, бывают и радиоактивные камни, к примеру, сульфат стронция с именем селестин. Но, в гипсе, кальците, травертине и мергеле опасных составных нет.
-Быстрый набор прочности. Любой алебастр застывает стремительно, преображаясь из тестообразной массы в камень за считанные часы.
Перед поступлением на прилавки алебастр измельчают до тонкодисперсного состояния и обжигают при температуре около 200-от градусов. Впрочем, здесь виды смеси начинают разниться.
Обжигают только водосодержащие камни, а это гипс и мергель. Так что, о частностях разных типов алебастра предстоит отдельный разговор. Пока же, ознакомимся со сферами применения порошков.
Применение алебастра
Гипс-алебастр – основа панелей гипсокартона. Каменный порошок в них, заключен меж двумя бумажными слоями. Листы легко режутся, но достаточно прочны для потолочных конструкций, зонирующих перегородок, ниш под шкафы и выравнивания стен.
Алебастр является основой панелей гипсокартона
Раствор алебастра пригождается в роли штукатурки. Впрочем, бывает и листовая штукатурка. Ее именуют сухой. Гипсокартон номинально можно отнести к категории. Но чаще под листовой штукатуркой понимают панели, в которых гипс и бумажное волокно перемешаны.
Применение алебастр нашел и в лепнине. Без нее немыслимы классические интерьеры в духе 18-19-го веков. Как правило, лепнину делают из порошка гипса. В формах из силикона его масса приобретает любые, самые витиеватые очертания.
К минусам изделий относятся жесткие требования к ровности поверхностей-основ. Гипсовые лепнины не гнутся, могут монтироваться только на стены без перекосов. Еще один недочет общ для всех алебастров – влагоемкость.
Из алебастра можно делать фигурки для декора дома и сада, и лепнину
Она делает порошки пластичными. Она же подвергает изделия из алебастра деформации, набуханию. В общем, в сырых помещениях строительные смеси и продукция из них не применяются. Покрытия трескаются, осыпаются.
Если говорить об алебастре, как гипсе, то его применение выходит за пределы строительной сферы. В частности, материал используют медики. Многим приходилось сталкиваться с фиксацией гипсовым порошком переломов. Даже в некоторых случаях плоскостопия нужен лангет.
В древности алебастром лечили на стыке с магией. Считалось, что ношение камня на теле блокирует развитие заболеваний щитовидной железы, почек, печени. Алебастр клали и в снадобья.
Лекари прошлого уверяли, что камешки в напитках усиливают их свойства. Впрочем, знание разной геологической природы алебастров ставит утверждения знахарей под сомнение.
Камни разного происхождения и с разной химической формулой и на организм должны действовать по-разному. Отсюда сомнения и в магических свойствах алебастра. Говорят, что порода защищает от гнева высших сил и влиятельных особ. Поверье связано с легендой, говорящей о том, что алебастр послан людям Богами.
Вернемся к строительному алебастру. Его свойства доказаны и однозначны. Выверена и схема применения. Разводят порошок небольшими порциями. Быстрое застывание составов исключает длительную работу с ними.
Соответственно, у отделочников должна быть набита рука. Профессионалы знают, что разводятся порошки холодной водой, всыпаясь в нее, а не наоборот. Размешивают сразу, не ждя намокания. Для перемешивания удобно использовать насадку на дрель. Ей компоненты соединяют до однородной массы. Комков оставаться не должно, даже мелких.
Кроме вопроса, как разводить алебастр, важен и вопрос о нюансах его применения. Так, при выравнивании смесью панелей, стен, нужен состав с максимально длительным периодом застывания.
Штукатурившие стены знают, что после нанесения основного слоя требуются поправки да подмазки. Быстрое схватывание алебастра исключает возможность работы над ошибками. Выручают составы с добавкой пластификаторов.
Сложности работы с алебастровыми смесями уступают плюсам покрытий. Их пористость обеспечивает отличные звуко- и теплоизоляционные свойства. Высокая адгезия алебастра максимально упрочняет основу, к примеру, стены. Текучая смесь заполняет в них мельчайшие трещины, проникает на глубину до 1-го сантиметра.
Наносится алебастр двумя шпателями. Меньшим смесь накладывается на больший. Большим шпателем алебастр распределяется по стенам снизу вверх. Механизм идентичен шпатлеванию. С алебастром, однако, нужно работать быстрее.
Алебастр очень быстро схватывается, поэтому работа с ним требует определенного навыка
Виды алебастра
Основное деление алебастров представлено еще в оглавлении. Обещано уделить внимание разностям в свойствах смесей. Начнем с химической активности. Разберем кальцитовый и гипсовый алебастры. Мергеливый и травертиновый в современности не применяются.
Кальцит относится к карбонатным породам, то есть содержит углеродную связку CO. Соответственно, решение купить алебастр из кальция чревато бурной реакцией смеси с соляной кислотой.
Так что, последнюю от порошка и его раствора стоит держать подальше. После реакции кальцитовый алебастр теряет ценные свойства. Гипс же к карбонатам не относится, к кислотам более стоек.
На фото порода кальцитового алебастра
Будучи неустойчивым к кислотам, кальцит тверже гипса. Если правильно применить карбонатный порошок, изделия из него получаются добротнее, прочнее. Внешне продукция и покрытия напоминают мрамор, тоже относящийся к карбонатным породам.
Различают гипсовый и кальцитовый алебастры и по цветам. Разновидность мрамора бывает зеленоватой и розовой. Вот и строительный кальцитовый алебастр встречается цветной, причем без синтетических пигментных добавок. Гипсовый алебастр бывает красочным только со сторонними добавками.
Использовать в качестве алебастра кальцит начали жители Древнего Востока. Это доказывают строки «Библии». В ней кальцит называют восточным алебастром, в соответствии с путями завоза в прочие уголки мира.
Продолжают производить кальцитовый алебастр тоже лишь на Востоке. Европейский и российский стандарты строительной смеси связаны с гипсом. Объективно, на западном рынке это единственный алебастр. Пропорции его к мировому рынку – почти 90%. На прочие виды алебастра приходятся 10%. Так что, разговор о ценниках поведем в «рамках» гипсовых смесей.
Цена алебастра
На алебастр цена зависит от фасовки, имени производителя и расположения его заводов. Порошок российского производства на отечественных просторах самый дешевый. На втором месте – китайская продукция.
Американский алебастр и из стран Евросоюза наиболее дорог. Однако, ценник бывает оправдан качеством порошка. Он должен быть без сторонних примесей и максимально мелкодисперсным.
Касаемо фасовок, в рознице алебастр продают и по килограмму, и по 45. Заключают порошок с бумажные пакеты. Килограммовую упаковку можно купить за 15 рублей. Максимальный ценник – 110 рублей.
За эту цену с успехом приобретают 5-ти и 8-килограммовые мешки. За 600 рублей можно купить 40 килограммов алебастра из гипса. В среднем же, стоимость мешков сравнима с ценником за аналогичный объем цемента. Он тоже выпускается в мешках.
Ценники на изделия из алебастра более разношерстны. Артефакты стоят тысячи долларов. Во-первых, играет роль древность предметов, во-вторых – их редкость. Последняя во многом связан с мягкостью камней алебастровой группы. Большинство поделок, ваз, светильников из них давно рассыпались в пыль, раскололись на куски.
Стоимость современных изделий из алебастра зависит от сложности исполнения и сферы применения. Та же лепнина может быть тонкой и незатейливой, или массивной и витиеватой.
Последняя, конечно, дороже, особенно при ручном способе изготовления. Мастер берет гипсовую основу, и долгие часы накладывает на нее узоры из гипсовых шнуров, лент.
Вручную делают из алебастра и современные поделки вроде солонок, пепельниц. Есть экземпляры за 10 000-15 000 рублей. Стоимость материала низкая, но высоко ценится работа мастеров.
На ювелирные изделия алебастр идет редко, слишком мягок. Заплатив за украшение, придется мириться с множественными царапинами на нем. Повреждения блокируют шелковистый блеск камня, в коем заключается его прелесть.